Поиск

четверг, 24 февраля 2011 г.

Какие же феминистки есть в Украине? (часть 1)


Социологи проанализировали направления деятельности всех женских организаций Украины за все период ее существования и по полученным данным выделили следующие типы феминистского движения: 

Новые амазонки
Эти особы как раз и представляют женскую часть нашего среднего класса во всей ее красе. Среди них есть женщины разных возрастов и жизненных путей. Всех их объединяет уверенность в том, что они достаточно сильны, чтобы многого добиться в жизни и перенести множество трудностей. Они заняты достижением собственной финансовой состоятельности и, как следствие, независимости от мужчин.
«Мне все равно, подадут мне пальто или нет, дверь тоже всегда открываю сама, а откроют — ну и ладно, на такие мелочи не обращаю внимания. Платить за себя люблю сама — хочу чувствовать себя никому и ничем не обязанной», — вот типичное отношение «новой амазонки» к институту галантности и традиционного ухаживания. Вместе с тем, в отличие от своих античных предшественниц, «наши» в своем большинстве отнюдь не чураются мужчин и стремятся реализовать себя также в семейной жизни. Многие из них возлагают на себя функции основного «добытчика». Однако их независимость и успешность не означает, что им не нужны мужские забота, ласка, поддержка и понимание. Между тем их отношение к мужчинам, зачастую сложившееся на основании горького личного опыта, весьма неоднозначно.
Хорошо об этом сказано в произведении Бориса Акунина “Любовница Смерти”:
"Секрет обращения  с мужчинами  прост,—поучала меня Львица.—  Если не  владеешь этим секретом, они становятся опасными и непредсказуемыми. Но в сущности они примитивны и легко управляемы. Сколько  бы лет  им ни было, какое бы высокое положение  они  ни занимали,  в глубине  души  каждый  остается  мальчишкой, подростком.  И вести  себя с  мужчиной нужно, как с годовалым  бульдогом  – зубищи у  дурашки уже выросли, так что лучше не дразнить, но бояться  его не стоит. Немножко польстить, немножко поинтриговать, время от времени почесать за ухом, заставить потянуться за косточкой на  задних  лапках, но только  не томить  слишком  долго,  иначе  их  внимание  отвлечет  какая-нибудь  другая косточка, недоступнее. Поступайте так, дитя  мое, и вы увидите, что  мужчина—милейшее создание: неприхотливое, полезное и очень, очень благодарное".
Особенно болезненно они относятся к несправедливости распределения домашнего труда, львиная доля которого традиционно достается женщине: «Прошло время, когда один мужчина пахал в поле. Теперь оба пашут на равных, потому что большинство наших мужчин не в состоянии прокормить семью. Выводит из себя тот факт, что, отработав одинаковое количество часов на работе, женщина потом еще несет вахту на кухне в то время, как ее муж считает это занятие ниже своего достоинства. Как многие говорят, не мужицкое это дело — посуду мыть...». В результате у «новых амазонок» часто вырабатывается предвзятое отношение к мужчинам как классу, уверенность в том, что «настоящих мужчин сейчас можно по пальцам пересчитать».
Вот и получается, что феминизм «новых амазонок» не очень-то отличается от пресловутой концепции войны полов...    Отношение новых амазонок к мужчинам в стихах выглядит вот так:
"Мужчины от природы бестолковы."
Скажу вам честно, образ - не свежак
На счастье волокут домой подковы,
Теряя новый, дорогой пиджак,
Унылы и тихи пока не выпьют,
А выпьют - море по колено на заре.
Чихают, кашляют и мучаются сыпью,
Когда Весна порхает во дворе.
Пора Любви, подснежников, фиалок,
Мы ждём, букеты, бублики, кольцо,
А вместо этого мужик лежит с фингалом,
Обгадив и обшарпав всё крыльцо.
Любить нас по-французски не умеют,
В постель затащат и давай храпеть
И недовольны, что шипим, как змеи,
Ведь нам от них охота улететь
Туда, где женщин любят и лелеют
И носят, как принцессу на руках,
Ну и других естественно не "клеют",
Там хорошо, а здесь увы и ах.
Вот мы и ищем новых обормотов,
Не понимая то, что сказок нет...
Ведь нам летать! Летать! Летать охота!
А не строгать на кухне винегрет!

Искательницы женского мира или «культурные феминистки»
Эта категория склонна воспринимать мир с эстетической, культурной позиции и стремится выработать собственный стиль жизни, создать особый, женский мир. По словам одной из них, «мир, в котором мы сейчас живем, — мужской. В нем нет ничего из того, в чем мы, женщины, по-настоящему нуждаемся... А ведь в природе не существует «просто» человека. Есть женщина и есть мужчина. Мужчина любит глазами, и весь мир делает глянцевым, сексуально привлекательным, неживым и блестящим. А я, когда хочу купить розу, выбираю ее по запаху...»
Как видим, искательницы женского мира соглашаются с установками традиционной культуры, разделяющими мир на мужскую и женскую составляющие. Однако если патриархальный подход определяет мужское начало как творческую, созидательную силу, а женскому отводит второстепенную, «принимающую» роль, то «культурные феминистки» ставят на первое место именно женскую ипостась. Надежды на изменение общества к лучшему они связывают с заменой агрессивных, подавляющих мужских ценностей на мирные и животворящие женские. Нередко такой путь приводит их к изобретению особой женской религии, в которой центральное место занимает какая-нибудь новая или забытая «старая» богиня. Феминистки, занятые поиском женского мира, ищут способ самореализации в разнообразных видах творчества и, если понадобится и получится, готовы потеснить в выбранной сфере конкурентов-мужчин.

Профессиональные феминистки
В конце 60-х годов в Европе и США в рамках ряда гуманитарных наук (социальная психология, социология, этнология, лингвистика...) стало бурно развиваться новое направление научной мысли, получившее название «женские исследования» или «женские штудии» (women’s studies). В 90-х годах прошлого века исследовательские центры такого рода появились и у нас в стране, прежде всего при университетах в Харькове, Киеве, Одессе... В них изучают и разрабатывают философию и теорию феминизма, расширяя тем самым перспективу для изучения и понимания природы человека. Кроме того, в Украине существует несколько сотен женских организаций самых разных направлений, каждое из которых отражает специфические женские проблемы в обществе. Это и работа по увеличению числа женщин в политических структурах, и просветительские программы, и оказание женщинам юридической помощи и консультаций, и организация кризисных центров и убежищ жертвам насилия...
Плохо то, что, как правило, эти женские организации немногочисленны и не пользуются серьезной поддержкой со стороны местных властей и бизнеса. В результате им приходится существовать за счет зарубежных грантов, за получение которых они конкурируют между собой. Да и внутри многих женских содружеств то и дело разгорается жесткая, прямо-таки «мужская» борьба за власть и влияние. Создается впечатление, что иные женщины, провозглашающие идеи феминизма, продолжают смотреть на себя глазами мужчины и настороженно относятся к своим соратницам по общему делу, в которых подсознательно видят соперниц...

Дальше...

Комментариев нет:

Отправить комментарий