Поиск

понедельник, 21 февраля 2011 г.

Истоки движения

Первым мыслителем, который поставил вопрос роли и значимости женщин в функционировании государства, был Платон (ок. 427–347 до н.э.). 
Он считал, что женщины и мужчины имеют одинаковую сущностную природу и ценность и должны иметь одинаковое образование и отношение к закону.
Совершенно другое мнение о женщинах  у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). За главную черту, присущую женщинам “от природы”, он признает неспособность руководить, а следовательно, естественную подчиненность. Женщина, поскольку она не способна руководить, должна подчиниться. Аристотель утверждает:  “Так и мужчина относительно женщины: первый за своей природою более высокий, вторая – более низкая, и вот первый правит, а вторая – подчиняется. Этот же принцип с необходимостью должен действовать и во всем человечестве”.
Женщины играли значительную роль в период раннего христианства в пропаганде христианского учения. Есть данные о том, что в это время женщины проповедовали вместе с мужчинами, выступали как пророчицы на христианских собраниях.
Зарождение, становление женского движения в мире, история борьбы женщин за право быть человеком дана в пособии к курсу по истории феминизма  «Краткая хронология женского движения», автор В.И.Успенская.
Давайте рассмотрим саму историю возникновения женского движения.
Я считаю (и наверное многие со мной согласятся), что самое первое женское движение возникло с момента создания женщины.
Расскажу по этому поводу  две притчи:
На второй день после своего сотворения Адам явился к Богу и сказал:
— Мне одному смертельно скучно!..
Бог задумался тревожно. Из чего бы можно сотворить женщину, если весь материал был израсходован на мужчину?
После короткого раздумья Бог взял несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, жгучий жар огня, хрупкость льда, притягательную силу магнита и ссыпал все это вместе. К полученной смеси добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисицы, трусливость зайца, назойливость мухи, мягкие лапки со спрятанными когтями кошки, упрямство осла, алчность акулы, мастерство паука, приспособляемость хамелеона, подозрительность мыши, ревность тигрицы, мстительность шакала, ядовитость змеи, дурман наркотика, беспощадность стихии и, перемешав все это с прежним составом, оформил фигуру и вдохнул в нее жизнь. Получилась женщина!
Бог подвел ее к Адаму и сказал:
— Бери ее такой, какой она у меня получилась, и не пытайся ее переделывать, все равно у тебя ничего не получится. Блаженствуй с ней всю жизнь и мучайся до смерти.
Адам покорно принял подарок Бога...

Вот вторая притча:
Ева пришла к Богу и говорит:
- Господь, у меня проблема!
- Какая проблема, Ева?
- Господь, я знаю, что сотворена тобою и дан мне этот прекрасный сад, все эти чудесные животные и эта уморительная змея, но я всё равно несчастна.
- Почему, Ева? – спросил голос свыше.
- Господи, я так одинока и мне до смерти надоели яблоки.
- Хорошо, Ева, в таком случае у меня есть решение. Я сотворю тебе мужчину.
- Что такое мужчина, Господь? - Это будет такое испорченное создание с кучей вредных привычек. Он будет лживым и тщеславным, но будет сильнее, быстрее тебя и ему будет нравиться охотиться и убивать. Он будет выглядеть глупо в возбуждённом состоянии, но так как ты жалуешься, я сотворю его таким образом, что он сможет удовлетворять твои физические потребности. Он будет туповат и будет увлекаться такими детскими забавами, как драки и игры с мячом. Он не будет слишком умён, так что ему будут нужны твои советы, чтобы правильно думать.
- Звучит замечательно, - ответила Ева, иронично подняв бровь. – В чём подвох, Господь?
- Ну... ты получишь его при одном условии.
- И каком же, Господь?
- Как уже говорилось, он будет гордым, высокомерным и самовлюблённым... Так что тебе придётся позволить ему верить, что он был создан первым. Просто помни, это наш маленький секрет....

И вот с тех  Адамовых времен, когда люди были изгнаны из рая из-за искуссительства Евы, женщина считалась созданием прекрасным, но не совсем совершенным для выполнения общественно и политически активной роли. За исключением сравнительно небольшого периода в развитии человеческого сообщества времен первобытного строя — матриархата, когда женщина была не только равноправной с мужчиной, но и занимала ведущую роль в обществе.
О роли матриархата хорошо сказал Фридрих Энгельс в статье «Происхождение семьи, частной собственности и государства».  «Матриархат — это универсальная историческая стадия эволюции человечества, то есть неминуемая ступень развития любого общества».
Но как говорил  Святой Августин ( он же Августин Блаженный Аврелий (354-430г.н.э) - христианский теолог – «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы - рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра»
Свой теперешний общественный статус так называемый слабый пол завоевал решительной борьбой за равноправие. Начавшись в США в начале ХIХ века, эта борьба активизировалась во второй половине 20 –го столетия и получила название феминистского движения.  До 60-х годов ХХ века это был феминизм первой волны.
В 60-70-е года  это уже было нефеминистское движение – вторая волна. Цель феминизма второй волны– создать науку, ответственную за поведение всех людей, – мужчин и женщин. Нельзя считать поведенческой нормой мужскую модель и на ее фоне оценивать модель женского поведения. Женщина – субъект истории и ее творец такой же мерой, что и мужчина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий