Поиск

четверг, 24 февраля 2011 г.

Этапы женского движения в Украине


Первый этап женского движения – как этап его организационного становления и оформления начался во второй половине 80-х годов и завершился после провозглашения независимости Украины.

Первые женские организации демократического направления формировались под общим влиянием национально-освободительных идей, видя как приоритетные задания своей деятельности - построение независимого украинского государства, возрождения украинских обычаев и традиций.
С 1991 г. начался второй этап женского движения. Главной его особенностью было внутреннее саморазвитие женских организованных групп. Они отличались теоретической основой, главными заданиями и методами деятельности. Женские организации отличались за своим культурным потенциалом, многоплановостью ценностных ориентаций.
Первый Всеукраинский съезд женских организаций, который состоялся в феврале в 1994 г., открыл качественно новый третий этап женского движения. Это – этап открытости к сотрудничеству и взаимодействию женских организаций, объединения усилий в разработке стратегии относительно отстаивания интересов женщин. Объективно лишь с этого времени можно утверждать о существовании осмысленного украинского женского движения как совокупности женских организаций и стремления их к взаимодействию.
Женские организации своими акциями и инициативами подтверждают через участие в роботе международных конференций, форумов, реализацию международных программ и проектов, сотрудничество с международными организациями, фондами, убеждают мировую общественность, что Украина не является национально изолированным обществом.

Тем не менее, несмотря на огромное количество этих организаций сегодня лишь 0,2 % женского населения Украины принимает участие в работе женских объединений. Женщины с высоким уровнем образования, которые заняты преимущественно в сфере умственного труда и осознают проблемы гендерного неравенства, семейного насилия, сексизму общественных отношений, необходимости воспитания у женщин самоуважения и собственного достоинства, составляют авангард женского движения. Однако их – совсем немного. Подавляющее большинство в составе женских общественных организаций – это те, кто в силу социально-экономических превращений в стране не нашли применения своим знанием, способностям в раньше приобретенной профессии и были вытеснены из рынка труда. Узкая социальная база предопределяет слабость женского движения в Украине. В обществе еще нет осознания важности феминистического движения, которое кажется «абсурдной выходкой» для значительной прослойки украинских мужчин и, к сожалению, большинства женщин.
Давайте немного отвлечемся и назовем некоторых знаменитых женщин Украины в разные периоды развития. Это самые знаменитые женщины Украины, прославившиеся в различных сферах человеческой деятельности. Одни из них успешно управляли государством (Анна Ярославна, княгиня Ольга), другие достигли высот в науке (Александра Ефименко, Любовь Малая), третьи стояли у истоков народного образования (Галшка Гулевична, Христина Алчевская). Весомый вклад внесли украинки в литературу и искусство. Широко известны во всем мире имена Леси Украинки, Лины Костенко, Оксаны Забужко, великих корифеев украинской сцены Марии Заньковецкой, Соломии Крушельницкой, современных актрис театра и кино — Ады Роговцевой и Людмилы Гурченко. Богата Украина и мастерами певческого искусства: Оксана Петрусенко, Евгения Мирошниченко, Клавдия Шульженко, Нина Матвиенко, София Ротару, Руслана. Есть среди женщин Украины и немало всемирно известных мастеров живописи — Мария Башкирцева, Екатерина Билокур; кинорежиссеров и продюсеров — Кира Муратова, Оксана Байрак; телеведущих — Анна Безулик, Ольга Герасимьюк; модельеров и дизайнеров — Виктория Гресь, Лилия Пустовит.. По праву входит в представленный здесь коллективный портрет женщин Украины целая плеяда интересных политиков, партийных лидеров и государственных деятелей, появившихся в независимой Украине— Юлия Тимошенко, Раиса Богатырева, Наталья Витренко.  Подробней о них и других не менее знаменитых женщинах можно прочитать в книге Скляренко В.М. - 100 ЗНАМЕНИТЫХ ЖЕНЩИН УКРАИНЫ (серия “100 знаменитых”), - Харків: Фоліо, 2006. - 512 c.

Идем дальше. Женское движение в Украине - это еще сила, которая развивается преимущественно путем «попыток и ошибок». В таких условиях важным является само осмысление женскими организациями своего места и объективной оценки тех проблем, которые препятствуют этому движению.
Одной из самых серьезных проблем женского движения вообще является преодоление комплексов украинского общества на привычные стереотипы, традиционные суеверия, за которыми игнорируется личностная жизнь женщины-человека, а социальная роль ее сводится только к обслуживанию мужской части населения и семьи. Второй стороной этой же проблемы является низкая самооценка женщин с элементами низкого уважения к женской личности. Большинство женщин не способные еще фиксировать проблему неравенства по признаку пола и патриархального доминирования, а потому не осуществляют попытки ей противостоять.
Второй проблемой женского движения является недостаточность ресурсов. Реальное сложное социально-экономическое положение, в котором находится украинская женщина, лишает многих женщин возможности и желания заниматься общественной деятельностью. Женщина фактически работает в две смены – непосредственно на службе или производстве и дома. Причем «второе изменение», то есть домашняя работа, намного более тяжелая и требует больше времени, здоровье и терпение. 
Третьей важной проблемой женского движения является также нежелание в обществе воспринять женское движение как важный и весомый фактор развития общества.
Четвертая проблема  недостаточная осведомленность общества о женском движении в Украине.
Давайте посмотрим на украинское женское движение, на украинский феминизм с точки зрения психологии.
Феминизм у нас нынче не в моде, и не так уж много украинок берут на себя смелость назваться феминистками. Одним уже успели внушить, что феминистки — это «агрессивные мужененавистницы и лесбиянки». У других причины попроще – они просто любят своего мужа.
Так чего ж хотят женщины? Может быть вот это:

Хочу, чтоб не было войны,
Чтоб доверяли мы друг другу,
Чтоб было больше доброты,
Ну а вообще хочу я...шубу!
Хочу, чтоб не губили лес
И чтобы не было разборки
И чтобы победил прогресс
И чтоб была она из норки!
Хочу, чтоб были все терпимей
И чтобы были все милей
Чтобы друг друга мы любили
И чтобы шуба - подлинней!
Хочу, чтоб не грустил никто
И он и я и все мы тоже
Чтоб было всем светло, тепло
И -... чтобы шуба подороже!
Хочу, чтоб дети родились,
Чтоб на подарках были банты
Чтоб не было больных на свете
Ну а вообще хочу -... бриллианты!
Хочу, чтоб не было вражды
И чтобы праздники подольше
И чтобы мир не знал беды
И чтоб бриллиантов было больше!

Так вот, несмотря на такие хотелки, украинский феминизм существует — примерно в такой же степени и на тех же основаниях, что и украинский средний класс. Более того, как показывает история западной демократии, феминизм является «естественной» идеологией именно среднего класса. По крайней мере, и феминизм, и гендерная проблематика, и разговоры о том, что женщина чувствует и мыслит иначе, чем мужчина, и, соответственно, у женщины должно быть право на ее прямой голос, на артикуляцию своего внутреннего мира в культуре, в реальности, в обществе, во власти, наконец... — все эти вопросы возникают тогда, когда общество уже удовлетворено первичными потребностями, когда заканчивается этап выживания, дарвиновской борьбы за существование и начинается собственно жизнь...

Комментариев нет:

Отправить комментарий