Поиск

четверг, 24 февраля 2011 г.

Украинский гендер


На примере отдельно взятой страны у нас есть возможность увидеть зарождение, развитие женского движения.
Так ли плохо жилось женщинам на Украине? Для кого же создавались эти движения? 
Читайте сами…

Под влиянием североамериканского и западноевропейского движения в Западной Украине, в Галичине, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи, возникло первое  общество русских женщин в Станиславе (теперь Ивано-Франковск), созданное в 1884 г. за инициативы поэтессы Натальи Кобринской. Это Общество  было инициатором издания литературного альманаха “Первый венок”, который вышел в свет в 1887 г. при содействии Елены Пчилки и Наталии Кобринской. Альманах представлял феминистское мировоззрение тогдашнего украинского общества.
Среди украинских народоведов первым оплотом матриархата стал Владимир Охримович. В работе «Значення малоруських весільних обрядів в історії еволюції сім’ї» (1891) он делает вывод о существовании в далеком прошлом украинцев эпохи господства женщин. Его аргументация казалась «железной», а сама работа и идеи приобрели исключительную популярность в среде украинских историков, фольклористов и этнографов.
Впоследствии возникли новые женские организации: львовский “Клуб русинок”, “Кружок украинских девушек”, “Женское общество”, женские организации в Коломые, Тернополе, Черновцах. Но самой влиятельной женской организацией на западноукраинских землях был “Союз украинок”. В разные времена эту организацию возглавляли Мария Билецка, Константина Малицка, Елена Федак-Шепарович, Мария Бачинска-Донцова, а от 1928 до 1939 года – неизменно Милена Рудницка. Идеологической основой “Союза украинок” был либеральный феминизм и национализм. Это объединение женщин сумело произвести действенную структуру массовой организации.
Постепенно женское движение распространяется и на Центральную Украину. Начинается создание женских организаций в Киеве, Одессе, Полтаве и Харькове, которые учреждали пристанища, дома труда и тому подобное. Женские организации были инициаторами “движения самопомощи”, в рамках которого оказывали материальную помощь женщинам, способствовали их образованию и трудоустройству. В начале ХХ ст. активно действовали Харьковское общество взаимопомощи занятых женщин, Одесское и Киевское общество охраны женщин. В городах Украины действовали отделы Союза равноправия женщин. С 1909 г. свою деятельность начали Женские клубы, при которых организовывались библиотеки, читальни, лектории, литературные вечера. Среди самых деятельных участниц женского движения – Олена Пчілка, Людмила Старицька-Черняхівська, Софія Русова, Любов Яновська, Валерія О’Коннор-Вілінська, Софія Вольська, Марія Ішуніна, Віра Клячкіна, Христина Алчевська, Наталія Дорошенко, Марія Кучерявенко, Ольга Андрієвська, Віра Дейч-Коцюбинська, Зінаїда Мірна.
В начале ХХ века в Киеве была основана «Женская громада», Общество работающих женщин, действовавшее в Киеве и Харькове; в отличие от западноукраинских, эти организации были нелегальными. Деятельность украинских женских объединений была направлена как на борьбу за права женщин, что сближало их с западным феминистским движением, так и за национальное освобождение.
Грех было бы жаловаться на невнимание тогдашних исследователей к «женской» тематике. Как раз наоборот. Доказательства в пользу матриархальности украинской культуры они искали (и находили) прежде всего в супружеских отношениях. Исследователи украинской семьи, как правило, указывали на ее демократизм отношений, обычно сравнивая положение женщины в украинской и русской семьях.  
В те старые времена удивленные москали никак не могли понять казаков: "А казачишки, глупые люде, - они жен своих не бьют". Когда в старой Германии женщины жилы по известному принципу трех „К”: Kuche, Kirche, Kinder – кухня церковь, дети-  то в Украине они были полноправными членами общества. Даже до ведьм было отношение, как к обычной профессии. Наши женщины умели читать. Это тогда, когда в Европе немногие умели читать. Карась с Одаркой из оперы С. С. Гулака-Артемовського “Запорожец за Дунаем также является каким-то символом к вопросу „а кто в доме хозяин?”. Одарка -  сильная и властная женщина, которая фактически играет роль главы семьи, энергично спорит с безответственным мужчиной, который отдает перевес выпивке, а не решению каких-то семейных проблем. Есть мнение некоторых историков, согласно которого Запорожская Сечь, кроме выполнения заданий военизированной самообороны укра- инского народа, была своеобразной “мужской вольницей”, куда мужчины убегали из семьи от выполнения семейных обязанностей.  Поэтому наши пра-пра... бабушки могли иметь претензии к Запорожской Сечи, обитатели которой ввели по отношению к ним жесткую дискриминацию и не допускали их на свою территорию, удовлетворяясь легким флиртом с плененными красавицами.
Вот подумайте себе еще о такой украинской национальной особенности: в настоящий момент мак сеют мало, можно за это сесть, а макогоны продаются исправно. Что, кто-то там какой-то мак ими трет? Сами знаете его бытовое назначение. Это ярко гендерный украинский семейный символ, а в то же время женский инструмент воспитания, или штормового предупреждения. А кто сможет аргументированно отрицать, что Запорожская Сечь – это просто место побега мужчин от своих злых гендериц? А теперь дальше: почему гетманская булава, это в сущности тот же макогон?
Подытожил работу исследователей Иван Франко в статье «Жіноча неволя в руських піснях народних»: «Від давніх давен усі учені люди, котрі пильно придивлялися до життя українського народу, визнавали, що українці обходяться з своїми жінками далеко лагідніше, далеко гуманніше й вільніше, аніж їхні сусіди. В родині ж жінка займає дуже поважне й почесне становище».
Не могу не вспомнить еще один временной промежуток в истории. Великая Отябрьская социалистическая революция. В это время женщина становится боевым товарищем, революционером, соратником по борьбе. Но в постановлениях реввоенсовета не забывали об улучшении прав  в отношении женщин. Вот интересный документ со времен революции.

 В конце 30-х годов уже в Советской Украине все украинские женские организации были запрещены, а их развитие продолжилось в среде украинской диаспоры за рубежом. Возобновили они свою деятельность с провозглашением независимости Украины.
Сегодня в Украине уже насчитываются свыше 700 женских организаций и 22 из них имеют статус международных и всеукраинских.  Для справки и сравнения - По состоянию на 1 января Министерство юстиции Украины зарегистрировало  127 политических партий. 

В Украинском женском движении классифицируется два основных типа женских организаций:
1) традиционные, организационно сформированные женские организации, которые действуют на основе принципа иерархического построения и самоуправления и характеризуются значительным количественным составом. Деятельность таких организаций часто носит не только общественный, но и общественно-политический характер. Это такие организации, как "Женская громада", "Союз Украинок", "Спилка женщин Украины" и др., возрожденные на базе исторически существовавших женских организаций;
2) организации, у которых отсутствует четко обозначенная структура лидерства и иерархии, их деятельность базируется на неформальных отношениях. Это такие организации, как Харьковский центр гендерных исследований, Черкасский Женский Центр, Винницкое товарищество "Прогрессивные женщины".

Комментариев нет:

Отправить комментарий