Поиск

четверг, 24 февраля 2011 г.

Какие же феминистки есть в Украине? (часть 2)

Национально-патриотические феминистки
Их можно было бы отнести к одному из подвидов профессиональных феминисток, однако влияние провозглашаемых ими идей, похоже, шире — из-за их созвучности с национально-патриотическими умонастроениями в целом.
Они напоминают нам о достижениях «золотого века феминизма» во времена Киевской Руси, у истоков которой, как известно, стояли женщины: сначала Лыбидь, вместе со своими знаменитыми братьями основавшая Киев, а затем княгиня Ольга, которая, по мнению некоторых историков, по сути создала древнерусское киевское государство, проведя первую в истории Руси финансово-административную реформу. Она же стала одной из первых в мире женщин-дипломаток.
Именно в этот период древнерусские женщины, прежде всего из привилегированных социальных слоев, находились под защитой законов. У них было право на развод, на отстаивание своих интересов в суде. Тогда же при женских монастырях, в первую очередь в Киеве, были образованы школы для девочек, где их обучали пению, шитью, вышиванию, азам арифметики, письма и даже основам риторики, космографии и иностранным языкам. Неудивительно, что европейские короли охотно брали в жены образованных и воспитанных девушек из древнерусских княжеских родов, и, как следствие, в истории Польши, Франции, Германии и других европейских стран мы находим немало «наших» женских имен.
Новая волна украинского феминизма началась в конце XIX века и связана с именами Олены Пчилки, Н. Кобринской, Леси Украинки, О.Кобылянской, Л.Яновской, а также с такими общественными организациями как «Клуб Русинок», «Кружок українських дівчат», «Жіноча громада»... К сожалению, украинский феминизм замер в своем развитии с приходом к власти большевиков, для которых женское движение было одним из проявлений «буржуазных штучек»...
Такая славная история способствует тому, что национально-патриотическому направлению современного отечественного феминизма бывает присуще некоторое самодовольство. Иные его представительницы болезненно относятся к критике сегодняшнего состояния женских проблем в Украине и открещиваются от западных феминистических течений.

 Радикальные феминистки
Радикальный феминизм — это наиболее яркое и скандальное феминистское течение, отпочковавшееся от левого движения и представленное теоретическими работами западных авторов. Главная его идея заключается в том, что дискриминация женщин органически следует из социального устройства, в котором доминируют мужчины. Любое личное поражение или унижение женщины они рассматривают как политический акт, доказывающий порочность и вред патриархальной системы власти. «Мы не говорим «супружеская ссора», мы говорим об оскорблении женщины», — заявляет одна из идеологов радикального феминизма. Отсюда следует главная задача радикальных феминисток — коренное изменение общественных отношений в пользу женщин. Ну а радикальнейшие из радикальных идут до конца и призывают к уничтожению мужчин как класса.
Возможно, радикальные феминистки были услышаны именно благодаря своей эпатажности. Это они заявили о проблеме насилия над женщинами, в частности насилия в семье, и после их выступлений в обществе всерьез заговорили о недопустимости сексуальных домогательств на рабочих местах и в учебных заведениях. Однако их непримиримая позиция по отношению к мужчинам не только напугала последних, но и привела к дискредитации феминизма как такового в глазах более умеренных представителей обоих полов.
Хорошей новостью является тот факт, что радикальные феминистки — «не наши кадры»: в Украине их не видно и не слышно, по крайней мере я таковых не обнаружила, сколько ни искала. В какой-то степени к ним приближаются наши немногочисленные лесбиянки, вышедшие из подполья, но далеко не все. Тем не менее без упоминания о них рассказ о современном феминизме был бы неполным, а главное, не было бы понятно, откуда берутся представления о том, что все феминистки «ненавидят мужчин, воинственны и агрессивны».

Либеральные феминистки
Так же, как центром либеральной идеологии вообще является принцип свободы и защиты прав человека, центром идеологии либерального феминизма является обеспечение равных прав и свобод для женщин и мужчин. И в этом нет никакой попытки сделать мужчин и женщин одинаковыми или нарушить законы природы. Речь идет об отказе от так называемого биологического детерминизма, когда всем женщинам приписываются особые личностные качества, которые отличают их от мужчин. К примеру, когда говорят, что любая женщина по сравнению с любым мужчиной более эмоциональна и пассивна и, одновременно, менее агрессивна и умна и т.д. Для либеральных феминисток определяющими являются индивидуальные характеристики личности, а не принадлежность к полу, ибо, если рассматривать человека в социальном контексте (а значит, вынести за скобки чисто биологические и сексуальные аспекты), то оказывается, что различия между людьми в рамках одного и того же пола гораздо более сильные, нежели различия между полами.
Интересно наблюдать за тем, как приверженность к либеральным ценностям разрушает глубоко внедренные в сознание предрассудки биологического детерминизма. Начав с довольно категорического утверждения, что «женщины расчетливее, способны видеть ситуацию не только со своей колокольни, но и как бы другими глазами, попытаться понять точку зрения оппонента, зато целеустремленности и последовательности больше у мужчин», одна из моих собеседниц задумалась и добавила: «Конечно же, это не относится поголовно ко всем мужчинам и поголовно ко всем женщинам...»
Либеральные феминистки утверждают: «Мы, женщины, равны с мужчинами в своем волеизъявлении и желании строить свою жизнь так, как мы того хотим». Они полагают, что половые различия ограничиваются органами воспроизводства и вторичными половыми признаками и не затрагивают умственных способностей и склонностей к тем или иным занятиям. Они поддерживают право выбора самой женщины — рожать ей ребенка или делать аборт. Они выступают за равные возможности для женщин и мужчин в образовании и в системе занятости. Они считают, что женщина может заниматься любым видом деятельности, для которой у нее хватает квалификации.
Именно либеральный феминизм является ведущим течением феминизма и основой женского движения. В каком-то смысле можно сказать, что это и есть «правильный феминизм». Предтечей либерального феминизма является рационализм XVIII века и учение о естественных правах, основой – убеждение, что женщина прежде всего личность и, следовательно, должна иметь те же права и обязанности, что и мужчина. Суть либерального феминизма заключается не в борьбе с мужчинами, а в отстаивании прав всех людей, в том числе и мужчин, а также в борьбе против общественных стереотипов.

Неосознанные феминистки
Они нередко начинают говорить о себе такими словами: «Я не феминистка, но...», напоминая тем самым господина Журдена из бессмертной комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» на стадии, когда он еще не знал, что говорит прозой. То есть по сути эти женщины являются самыми настоящими феминистками либерального толка, но не могут позволить себе это признать из-за «испорченности» самого термина. Вот типичное высказывание неосознанной феминистки: «Я нормальный человек, и ни один работающий рядом со мной мужчина (а их в нашем коллективе большинство) не назовет меня феминисткой. Но работаю я так же, как они, а порой и объективно лучше, и никогда не прошу никаких поблажек... Я не хочу и не буду никем командовать дома и определенно предпочитаю сильных мужчин, но при этом никому не позволю умалять мои достоинства».
Многих женщин термин «феминизм» отталкивает еще и потому, что в нем заложен принцип борьбы. Они считают, что в провозглашении и отстаивании прав женщин как класса есть что-то унизительное, и предпочитают утверждать свои личные права в реальной жизни по мере возникновения необходимости в этом. Главное, что объединяет «сознательных» и «неосознанных» феминисток — это стремление к установлению партнерских отношений с мужчинами как в семье, так и на работе. Отношений, основывающихся на возможности диалога, возможности быть услышанной и понятой, возможности в сотворчестве найти пути выхода из любого кризиса...

Феминисты-мужчины.
Вначале рассказа о мужчинах-феминистах приведу, на мой взгляд достаточно мудрое высказывание Ричарда Бринсли Шеридана (30.10.1751, Дублин, - 7.7.1816, Лондон), английского драматурга, театрального и общественного деятеля:
Женщины управляют нами; постараемся же довести их до совершенства: чем более будут они знать, тем совершеннее будем и мы. От развития женского ума зависит и мужская мудрость.
Как ни странно, в нашей стране феминисты -мужчины тоже есть, хотя бы потому, что у многих профессиональных феминисток есть мужья, которые поддерживают своих жен, разделяют их взгляды, а то и принимают участие в их деятельности. Интересно, что феминистские идеи, поначалу воспринимаемые в штыки, нередко находят отклик в умах мужчин, когда они начинают задумываться о судьбе своих дочерей.
Вообще говоря, либеральный, а стало быть «настоящий» феминизм несет большое облегчение именно мужчинам. Хотя почему-то в нашем обществе всякие разговоры о мужском феминизме немедленно выходят на сакраментальный вопрос: «а кто будет платить в ресторане?» Кстати, ответ на него очень простой: кто пригласил, тот и платит. И если мужчина приглашает женщину на свидание, то никакой феминизм не помешает ему за нее заплатить. Хотя, если она этого по какой-то причине не хочет, то это ее личное человеческое право.
Феминистский подход к сфере частных межличностных отношений можно сформулировать в короткой фразе: «лишь бы все были довольны». Так, если обоим участникам конкретной супружеской пары нравится «старорежимный» расклад «муж — в поле, жена — в доме» — на здоровье. Феминизм выступает исключительно против навязывания «старорежимных» и любых других стереотипов всем парам, независимо от желания, склонностей и баланса характеров супругов. В частности, феминизм поддерживает право мужчины быть домашним хозяином и «домашним папой» — если ему так хочется и семье это удобно.
Кстати, в российской империи, в состав которой в то время входила Украина, именно мужчины первыми поставили вопрос о равноправии женщин. Среди них были такие видные личности, как литературный критик Михайлов, профессор западной истории Грановский, хирург Пирогов, физиолог Сеченов... Эти феминисты-мужчины XIX века были уверены, что решение женского вопроса является неотъемлемой частью процесса демократизации и либерализации, и в этом с ними солидарны современные феминисты обоих полов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий